Выбор советского объектива для цифровой камеры Canon, Nikon и компакт-камеры – особенности
Ранее уже писалось о том, как правильно подойти к выбору подержанного старого советского объектива (ну, не только советского, а мануальной оптики вообще) перед покупкой. В частности, на какие особенности технического состояния стоит обратить внимание.
Данная статья будет касаться вопроса, какой именно выбрать объектив под ваши конкретные задачи и под вашу камеру.
Стоит упомянуть два общеизвестных факта – все фокусные расстояния в мануальной оптике относятся к полнокадровым пленочным фотокамерам, которые были разработаны под 35мм пленку. В современном варианте таким фотоаппаратам соответствуют дорогие камеры с полнокадровой матрицей, например как у Canon 5D mark III или 6D. Для всех кропов фокусное расстояние будет другое.
Напомню, что фокусное расстояние (далее – ФР) – характеристика оптической системы – объектива – расстояние от оптического центра объектива до плоскости светочувствительного элемента (например, матрицы), на которой образуется четкое изображение.
Поскольку практически вся мануальная оптика – оптика с фиксированным фокусным расстоянием, не зумы, выбирать объектив стоит с фокусным расстоянием следует правильно, конкретно под ваши потребности съемки. В противном случае вам часто прийдется делать зум ножками или вы иногда не сможете снять групповой портрет в принципе.
Картинка, даваемая объективом с ФР 50мм для 35мм пленки примерно соответствует тому, как видит объект съемки человеческий глаз. Такие объективы называются штатниками, полтинниками.
Ниже представлена классификация объективов в зависимости от их фокусного расстояния.
Фокусное расстояние | Группа | Типовое применение |
4-16 мм | рыбий глаз | пейзаж, арт, специфические ландшафты |
Менее 21 мм | сверхширокоугольные | архитектура (только тилт-объективы), художественные портреты в стиле шаржа |
21-35 мм | широкоугольные | пейзаж, съемка интерьеров, стрит-фотография |
35-70 мм | нормальные | уличная и документальная съёмка, макро, все жанры |
70-135 мм | ближние телеобъективы | Портрет, спорт, природа |
135-300+ мм | телеобъективы | спорт, дикая природа, астросъемка |
В зависимости от кроп-фактора камеры ФР может значительно отличаться от номинального, которое указано на объективе. Особенно, это актуально для компакт-камер, у которых кроп-фактор составляет не 1,5-1,6, как у зеркалок (цифровых DSLR-камер), а 2-2,7.
Кроп-фактор – это отношение размеров стандартного кадра для 35мм-плеки к размеру матрицы рассматриваемой камеры. Попутно можно отметить, чем больше кроп-фактор, тем больше шумит матрица.
Ниже представлена таблица кроп-факторов некторых систем. Классификация по типу крепления.
Тип крепления | Кроп-фактор | Примеры фотоаппаратов |
Canon EF | 1,6 | Canon EOS 600D, Canon EOS 7D |
Nikon F | 1,5 | Nikon D7000 |
Nikon 1 | 2,7 | Nikon V1, Nikon J1 |
Pentax K | 1,5 | Pentax K-5 II, Pentax K-30 |
Olympus 4/3 | 2 | Olympus E-330 |
Sony alpha / Minolta A | 1,5 | Sony Alpha A37, Sony Alpha A57 |
Sony E | 1,5 | Sony NEX-5R, Sony NEX-6 |
Micro 4/3 | 2 | Olympus Pen E-PL3 |
Еще ниже вы можете увидеть, как соотносится площадь полнокадровой матрицы и кроп-матриц. Разница есть ощутимая.
Таким образом, если мы хотим установить на Nikon D7000 или Sony NEX-6 самый популярный Гелиос 44-2, то из оригинального объектива с ФР 58мм мы получим приличный портретный объектив с ФР 58*1,5=87мм, что не позволит нам снимать некоторые семейные торжества в помещении. На новых фотокамерах Nikon V1 данный штатник станет уже телевиком с ФР 137мм – он станет отличным портретником!!! Но опять же, использовать его в быту будет очень сложно. С Юпитером 37А (ФР 135мм) получим 365мм. Уже можно снимать спорт. Поэтому, для компакт камер с кропом 2-2,7 лучшим выбором станут широкоугольные объективы. Попытка установить на них хотя бы портретики – для полного кадра лишит вас возможности снимать в большинстве жанров.